Профориентация
С 1 сентября 2023 г. Минпросвещения России внедряет Единую модель профессиональной ориентации — профориентационный минимум в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы. Основные рекомендации изложены в письме Министерства просвещения Российской Федерации от 01. 06. 2023 г. № АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации».
Министерство просвещения подготовило для российских образовательных учреждений рекомендации, как организовать уроки профориентации. Занятия будут проходить раз в неделю по четвергам. Предполагается, что в 6-7 классах школьники смогут определиться, какие предметы понадобятся им в жизни. На следующей ступени — в 8-9 классах выберут дисциплины для своего профильного образования, а в старшей школе, то есть в 10-11 классах станут готовиться по ним к ЕГЭ.
В 2023 — 2024 учебном году, исходя из своих ресурсов, каждая школа сама вправе выбрать, на каком уровне профессионального минимума вести новые уроки – базовом, основном или продвинутом. С сентября 2025 года одного базового уровня будет недостаточно. Чтобы заинтересовать детей и привлечь их внимание к разным специальностям, уроки профориентации должны проводиться нескучно, в игровой форме, с использованием дискуссий и интерактивных методов.
Что такое уроки профориентации
Уроки профориентации «Моя Россия — новые горизонты» будут знакомить школьников с самыми значимыми производствами нашей страны и миром профессий, которые востребованы в современной экономике. В основу системы профессиональной ориентации положен проект «Билет в будущее» — единая модель, которая подходит для всех типов образовательных учреждений, в том числе для школ, где учатся дети с ограниченными возможностями.
Базовый уровень профориентационного минимума
Для внедрения программы базового уровня профориентации в школе следует обеспечить следующие организационные и методические условия
1. Назначить ответственного за профориентацию, который может быть заместителем директора по разным функциональным областям.
2.Выбрать специалистов, включая педагогов-предметников, классных руководителей и педагогов-психологов, для организации профориентационной работы.
3.Обучить специалистов методам проведения профориентационной деятельности (не менее 6 академических часов).
4.Сформировать учебные группы, определить количество участников из 6-11 классов и разработать план профориентационной работы.
Программа профориентационной работы на базовом уровне включает следующие форматы:
1) Урочная деятельность (рекомендованное время – от 2 часов):
- Уроки общеобразовательного цикла, в том числе рассматривающие важность предметов для будущей профессиональной деятельности. Для этого можно использовать интерактивный сервис КИК "Конструктор будущего" или другие программы.
- Уроки с профориентационной направленностью в предмете "Технология".
2) Внеурочная деятельность (рекомендованное время – 34 часа):
- Онлайн-диагностика склонностей (1 час).
- Урок, посвященный анализу результатов профориентационной диагностики (1 час).
- Разнообразные мероприятия на выбор: проектная деятельность, профориентационные программы, классные часы, беседы, дискуссии, мастер-классы, игры, консультации педагогов и психологов, моделирование профессиональных ситуаций в онлайн-формате и другие.
3) Воспитательная работа (рекомендованное время – от 2 часов):
- Включает в себя разнообразные мероприятия, такие как профессиональные пробы на площадках, экскурсии на предприятия, посещение лекций в образовательных организациях СПО и ВО, а также участие в конкурсах профориентационной направленности
4) Дополнительное образование (рекомендованное время – от 1 часа):
- Предполагает возможность выбора и посещения занятий в рамках дополнительного образования, учитывая индивидуальные склонности и образовательные потребности.
5) Взаимодействие с родителями/законными представителями (рекомендованное время – от 1 часа):
- Предполагает проведение родительских собраний, как ознакомительных, так и итоговых, с целью информирования родителей о процессе профориентации и выбора будущей профессии.